ВЕРНУТЬСЯ В БЛОГ

5 принципов, чтобы вырастить стартап до многомиллионного бизнеса

Открывая бизнес с нуля, предприниматели обычно не могут предсказать, каким будет его будущее. Конечно, надеяться хочется на лучшее, но ведь многое зависит и от обстановки, и от обстоятельств, и от других факторов… О том, что поможет превратить стартап в успешный прибыльный бизнес, нам рассказал Денис Добряков, сооснователь сервиса EggHeads, платформы для управления бизнесом на маркетплейсах. Всего за два года EggHeads вышла на оборот 250 миллионов за счет ежемесячных платежей от подписчиков сервиса. Это действительно впечатляющие темпы! И вот какие принципы помогли достичь таких результатов.
1. Product Market Fit.
Если понимать буквально, это соответствие продукта рынку. Представьте, что вашего продукта завтра вдруг не станет. Сильно ли расстроится ваш клиент? Product Market Fit – это штука на кончиках пальцев, которой мы пользуемся и даже не задумываемся об этом. Это как осознавать свои собственные руки. В любом деле есть базовые процессы, без которых не получится производить продукт.
Например, штрихкод в производстве, по которому заготовка передается на следующий этап. И если такого базового элемента завтра не станет, то весь процесс поломается. И компания EggHeads смогла найти такие моменты. Пример: продавцам на маркетплейсах бывает сложно спланировать производство и поставки. Если поставить слишком много, то товар будет заморожен на складах и понижен в поисковой выдаче. А если его слишком мало, появляется недополученная выручка. Поэтому нужно поставлять. Без поставок бизнес встанет и перестанет работать.
Разрабатывая свой сервис, EggHeads начал именно с поставок. Поняв удобство по планированию объемов поставок, бизнес начинает платить за подписку, а впоследствии отказаться от привычного и удобного сервиса очень сложно. Поэтому, когда вы делаете компанию и хотите очень быстрого роста, нужно очень четко оценивать рынок и понимать, что нужно вашим потребителям.
2. Три первых сотрудника.
Каких трех первых сотрудников необходимо нанять в компанию? Обычно на этот вопрос отвечают, что брать нужно профильных специалистов, которые будут производить продукт (например, разработчиков в IT). Однако при таком подходе компании часто оказываются в ситуации, когда продукт делается «в стол». То есть вы что-то производите, но это никто не покупает.
Поэтому в первую очередь компания EggHeads наняла трех руководителей отдела продаж и аналитики. Это позволило сразу же начать продавать свои программы. В дальнейшем отдел коммерции помогает выстраивать всю систему работы – и компания начинает быстро расти. А наличие нескольких руководителей отдела продаж стимулирует их конкурировать друг с другом. Если к этому добавить продуманную систему мотивации и вознаграждений за результат, то дело пойдет очень быстро.
3. Удаленная работа.
Если выстроить системный менеджмент с использованием современных инструментов планирования работы, то удаленка дает множество преимуществ. Например, возможность набирать людей без территориальной привязки: со всей России и даже по миру! Чтобы дисциплинировать сотрудников, совсем не обязательно держать их в офисе.
Напротив, современные инструменты планирования и координации работы дают гораздо больше эффективности. Вся команда самоорганизуется: утром ставится план, в течение дня отмечается динамика его выполнения. Если где-то есть отставание, руководитель может оперативно отреагировать. Сама система очень быстро выявляет отклонения.
4. Smart money.
Один из самых мощных принципов, который однако не так часто встретишь. Компания EggHeads приняла первые инвестиции от RoyStat: сумма была небольшой, но главная цель этих инвестиций состояла в том, чтобы перенять опыт другой компании в построении процессов.

Люди уже прошли тот путь, который только предстоит стартапу, они могут оценить рабочую идею, а также заинтересованы в том, чтобы она работала, поскольку вложили в это свои деньги. Как правило, они помогают в разработке нового продукта и щедро делятся опытом. А в итоге получают прибыль от инвестиций. Поэтому искать инвесторов лучше среди более опытных компаний аналогичной направленности.
5. Концентрация таланта.
В любой компании есть сотрудники, которые работают средне. Тех, кто совсем не справляется, обычно увольняют. А тех, кто хотя бы делает свою работу, все же оставляют. Однако компания Netflix однажды поделилась опытом, который подкрепляется и многими другими примерами: когда в компании превалируют люди со средними результатами, то очень сильные ребята не задерживаются. Потому что их идеи и подходы не поддерживаются. В результате мотивация сильного специалиста падает, и он уходит в другое место.

Концентрироваться нужно на сотрудниках топового уровня, а людей с посредственными результатами не удерживать. В конечном итоге они не дают компании быстро расти. Немаловажную роль здесь играет совпадение по миссии и ценностям компании. Например, EggHeads провозгласил своей миссией повышение эффективности труда за счет тотальной роботизации общества. И когда приходят сотрудники, они видят, близок ли им подход компании к процессам. И те, с кем компании не по пути, сразу отсеиваются. А остается крепкая команда профессионалов, работающих на общую цель.