В России только 11% компаний достигли высокого уровня цифровизации. Более 80% только думают внедрить отдельные элементы или внедрили частично.
Плюсы цифровых технологий сразу заметны и ощутимы:
— ускорение процессов;
— улучшение качества работы, продукта, услуги;
— быстрое выявление ошибок и недочётов;
— повышение безопасности производства;
— онлайн-мониторинг рабочего процесса на всех этапах.
Преимущества можно перечислять бесконечно. Важно, что количественные и качественные показатели работы компании заметно повышаются после перехода на цифровые технологии.
Пять этапов цифровизации бизнеса
Этап 1. Осознание
На этом этапе руководители приходят к осознанию, что цифровая трансформация для компании — реальный шаг к росту и развитию.
Задачей руководителя будет подготовить сотрудников к переменам:
- рассказать о необходимости цифровизации, её целях и трендах;
- объяснить, какими инструментами будем достигать перемен (внедрение CRM, ERP и т.д.);
- продумать предстоящую стратегию внедрения цифровых технологий;
- правильно замотивировать людей, объяснить им процесс работы;
- отметить важность присутствия компании на лидирующих позициях рынка, и что для этого нужно будет сделать.
Этап 2. Сбор данных.
На этом уровне речь идёт о CRM и ERP системах. Они помогают изучить и понять своих клиентов, их потребности, а также помогают видеть работу бизнеса в целом. Кто владеет информацией — тот правит миром, а в случае с бизнесом, владеет вниманием потребителей и эффективно и гибко выстраивает процессы компании.
По информации Росстата в 2019 году только 15% компаний использовали CRM-системы. Однако, в 2020-2021 годах лицензий продали на 5 млрд рублей. И эта цифра растёт.
Этап 3. Стратегия.
Третий этап цифровизации заключается в грамотной расстановке приоритетов и оцифровке бизнес-процессов, которые помогут разработать ИТ-стратегию развития.
Здесь важно затронуть каждый организационный уровень компании:
- управленческий, который стоит во главе;
- деловой, который отвечает за бизнес-единицы;
- линейный, который касается каждого отдела (маркетинг, логистика, поставка, продажи и т.д.)
Разработка и внедрение ИТ-стратегии даст преимущества в ведении бизнеса, но, чтобы выйти на следующие этапы, придётся внедрить инструменты автоматизации.
Этап 4. Анализ и перемены.
Здесь начинается предикативная аналитика. Это совокупность методов анализа данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей.
С помощью искусственного интеллекта эта методика помогает предсказать поведение клиента исходя из его предпочтений и активности в интернете, прогнозировать спрос в зависимости от погоды, геоположения и прочих статистических данных.
Например, компания Walmart, крупнейшая в мире сеть оптовой и розничной торговли, переходит в эпоху цифровизации, связывая онлайн- и офлайн-данные. Система прогнозирует, какие товары будут пользоваться большим спросом, а какие - нет, на основании информации, запрошенной у кассовых терминалов. Благодаря инструментам предиктивной аналитики компания оптимизировала цепочку поставки товара и добилась соблюдения сроков доставки.
Этап 5. Открытость миру.
На пятом этапе приходит время создать открытую цифровую инфраструктуру. Основной её инструмент — использование API или открытых цифровых интерфейсов.
Эта система позволяет бизнесу открыться для всех. Границы стираются, аудитория растёт.
С её помощью компания:
- взаимодействует с каждым клиентом индивидуально;
- понимает, какие продукты внедрять в первую очередь, контролирует процессы внутри себя;
- учится эффективно работать с поставщиками.
Цифровизация уже началась и будет только развиваться, в независимости принимаете ли вы её или нет, готовы вы к ней или нет. Увеличение потребностей клиентов и требований к качеству сервиса прогнозируют увеличение количества этапов цифровизации.
На данный момент цифровая трансформация отлично показала себя в банках и на торговых онлайн-площадках. Эти компании ускорили процессы запуска новых продуктов вдвое, стали персонализировано работать с клиентами, наладили непрерывные процессы работы с контрагентами.
Такие перемены ждут каждого, кто готов расти и меняться вместе с технологиями.
