ВЕРНУТЬСЯ В БЛОГ

Как автоматизировать доставку “последней мили”

Автор: Сергей Костин, CEO BSL и ООО “1С-БСЛ”
Заказ с доставкой стал новой потребительской привычкой в России в пандемию, и за последние пару лет тренд на развитие курьерской доставки развивается. Рассказываем, что такое “последняя миля” и как это работает.

Что такое “последняя миля”

В России термин “последняя миля” достаточно новый: это заключительный этап доставки заказа / товара до потребителя. При этом, на сегодняшний день понятие “экспресс-доставки” или “доставки последней мили” достаточно неоднородно. Это касается и сроков “экспресса”, который может варьироваться от часа до нескольких дней, и типа доставки - до двери или в ПВЗ. Также нужно разделять продуктовую и непродуктовую доставку и анализировать типы организации курьерской доставки - через агрегаторы доставки или собственными курьерами.

Что сейчас происходит с рынком доставки в России

Согласно исследованию агентства InfoLine, общий оборот рынка доставки готовых рационов и наборов для приготовления блюд по итогам 2022 г. сократится по сравнению с 2021 г. И это произошло впервые за 6 лет. На 2023 год прогнозы противоречивы: это же агентство прогнозируют продолжающийся спад спроса, но есть и более оптимистичные точки зрения на доставку.

К примеру, в конце мая 2023 года Российская Ассоциация электронных коммуникаций - РАЭК, опубликовала исследование рынка курьерской доставки “последней мили” в России. По данным исследования, объем рынка в 2022 году увеличился на 25% относительно 2021 года и достиг 1,7 трлн рублей. 21% от общего объема внутригородской доставки составляет именно рынок курьерской доставки. Ожидается рост спроса на услуги доставки до двери в 2023 году.

В целом, можно ожидать не спада, а роста доставки “последней мили”. Это обусловлено новой потребительской привычкой заказа до двери, которая сформировалась в пандемию в России, и продолжает оставаться актуальной. Поменялся формат общения потребителя с бизнесом. Особенно это заметно в сфере продуктового ритейла. Все ритейлы федерального уровня нарастили экспертизу в предоставлении услуги покупки в доставкой до двери: он-лайн или через мобильное приложение. Продолжают открываться и развиваться даксторы и даркитчены, а многие оффлайн точки питания перестают быть актуальными.

Также существует тренд на активное развитие он-лайн маркетплейсов и оцифровку новых сегментов рынка, включая розничную торговлю. Вместе с этим растет спрос бизнесов на развитие услуги доставки “последней мили”. А это в свою очередь ведет к пересмотру организации работы с курьерами.

Какой вклад вносит BSL в цифровизацию “последней мили”

Пандемия очень сильно затронула образ жизни каждого из нас, а в ИТ-компании BSL смогли правильно автоматизировать доставку “последней мили” и принести пользу не только бизнесам, но и обычным людям. Компания разработала логистическую платформу и помогала в тот непростой период получать быстро и качественно доставку.

Если анализировать входящие запросы на цифровизацию в BSL за последние 3 года, то в компанию обращался и продолжает обращаться крупный ритейл (продуктовый и непродуктовый) за развитием сервисов “последней мили” и организации работы собственных курьеров. Предприятия уровня малого и среднего бизнеса (МСБ) приходят за готовыми логистическими платформенными решениями, направленными на мониторинг работы курьеров.

Ввиду ухода в 2022 году крупных брендов с российского рынка, стали более заметны и активны МСБ ритейлы: не только продуктовые, но и товары для дома и дачи, beauty & fashion и др. Все, кто имеют или планируют организовывать свою доставку, испытывают потребность в организации экономически оптимальной бизнес-модели. Бизнесу важно предоставлять качественный сервис и доставлять потребителю товар вовремя и нужного качества.

В конце 2022 года логистическая платформа BSL получила новую жизнь за счет стратегического партнерства c фирмой “1С”. Весной этого года был перезапущен на рынок новый продукт “Курьерика” как совместная разработка в рамках ООО “1С-БСЛ”. Это новый сервис управления “последней мили” (курьерской доставкой), развиваемый в рамках партнерства. Сервис закрывает потребности бизнеса в управлении, планировании и выполнении собственной курьерской доставки.

Как в S7 Logistics трансформировали первую и последнюю мили

S7 Logistics внедрили оригинальную логистическую платформу для организации и управления процессами первой и последней мили для доставки грузов от двери до двери между городами. Решение представляет собой комплексную систему, которая связывает все этапы логистической цепи, позволяет управлять процессами и мониторить этапы перевозки, которые проходит груз. Платформа также позволяет организовать прямую доставку от компании до клиента, в том числе с привлечением разных подрядчиков и исполнителей. Генподрядчиком по разработке и интеграции выступила ИТ-компания BSL.

В качестве цели проекта было поставлено создание инструмента, объединяющего процессы организации и регулирования логистики грузовых перевозок. Уникальность проекта заключается в гибкой кастомизации бизнес-процессов и способности выдерживать высокие нагрузки.

Основная сложность проекта заключалась в интеграции логистической платформы с внутренней системой ORMS и учетными системами. При интеграции систем были пересмотрены и оптимизированы многие бизнес-процессы S7 Logistics. Внедрение потребовало сделать доработки систем с обеих сторон, переобучить пользователей, а также плавно и постепенно ввести обновления и процессы, не нарушая деятельности компании.

Для бизнес-целей S7 Logistics логистическая платформа была адаптирована под следующие задачи:

  • бизнес-процесс заявки – корректировка прохождения этапов, модернизация статусной модели;
  • ролевая модель – разграничение права и доступов ролей системы;
  • мобильное приложение водителя-экспедитора (провайдера) – кастомизация приложения исполнителя согласно бизнес-процессу заявки, с возможностью загрузить документы.

На операционном уровне решение помогло S7 Logistics закрыть следующие задачи. Во-первых, упрощена работа с габаритами груза. Сокращено время обработки на складе, те не вносятся данные по каждому грузовому месту, партия взвешивается и измеряется целиком, а платформа распределяет полученные значения. Во-вторых, реализованы разные роли пользователей. Можно работать как в полях (с мобильного приложения), так и из офиса (web для диспетчеров), также можно переназначать заявку в процессе выполнения. Например, сломался один водитель - работу передали другому, таким образом, заказ не зависнет в статусе, а клиент будет получать актуальную информацию о движении отправления.

Стратегически интеграция позволила трансформировать бизнес-модель S7 Logistics и совершить стратегический переход из карго в логистическую компанию. Также данное решение повлияло на развитие нового стандарта авиа доставки между городами России сроком до 24 часов.

Как малый и средний бизнес развивает собственную курьерскую доставку

В качестве примера развития собственной доставки МСБ можно обратиться к кейсу дарккичен SUSHIPIZZAWOK в г. Одинцово Московской области. У компании остро стоял вопрос управляемости и прозрачности доставки. Они подключились к новому SaaS сервису “Курьерика”, который BSL развивает в партнерстве с “1С” в рамках совместного предприятия ООО “1С-БСЛ”. Это дало возможность отслеживать местоположение курьера на карте в любой момент времени и видеть, как именно курьер движется от ресторана к клиенту и обратно. С помощью сервиса SUSHIPIZZAWOK совершают несколько тысяч доставок в месяц, обеспечивая сервис вовремя.

Другим примером может служить кейс компании НИНДЗЯ ГУДС. Компания поставляет свежую зелень и съедобные цветы, выращенные на вертикальных фермах, в рестораны внутри Садового кольца. В рамках оптимизации затрат на доставку компания сделала 2 стратегических изменения. Во-первых, перешла на доставку с помощью электротранспорта: это позволило снизить расходы и увеличить скорость доставки, и что важно сократить выбросы углекислого газа. Во-вторых, автоматизировала коммуникацию между логистами и курьерами с помощью подключения SaaS сервиса “Курьерика”. До использования “Курьерики” случалось так, что курьер, выполняя один заказ, мог два или три раза проехать мимо ресторана, куда была его следующая доставка. С помощью сервиса логисты строят более “умные” маршруты. Курьеры тратят меньше сил, чтобы осуществить доставки, и видят подробную информацию о клиенте, которую раньше приходилось каждый раз отправлять сообщением в мессенджере.