В настоящее время рынок труда подкидывает сплошные сюрпризы. И почти всегда неприятные…
Так, сегодня наблюдается дефицит кадров в самых разных сферах: рабочие, производство, продажи, розница, транспорт и строительство. Число вакансий неуклонно растет, в то время как количество резюме остается почти на одном уровне. В июне 2024 года на сайте hh.ru было опубликовано на 23% вакансий больше, чем за июнь прошлого года. И это еще не всё!
Высокий конкурс между компаниями способствует тому, что соискатели становятся более «капризными». Объявленный уровень зарплат уже превышает ожидания соискателей, и тем не менее люди не ограничиваются только финансовыми притязаниями: всё чаще соискатели хотят получить свободный график или удаленную работу, участие в программах добровольного медицинского страхования или льготные условия посещения фитнеса.
Кто такие зумеры?
Вместе с этим на рынок выходит новое поколение работников, так называемые зумеры. Это молодые люди 1997-2012 года рождения, которые сейчас становятся активными участниками рынка труда. Многие работодатели уже отметили, что с зумерами не получается общаться так же, как с предыдущими поколениями работников. В чем же их основные отличия?
- Зумеры живут в «фиджитал»-мире, то есть в их сознании стерты границы между онлайном и офлайном.
- Они проводят много времени в интернете, в частности в соцсетях, где они общаются, самовыражаются, занимаются творчеством и, в числе прочего, находят источники дохода.
- Клиповость мышления — зумеры могут удерживать внимание на чем-то одном в среднем не более 8 секунд.
- Информационная зависимость — эти люди непрерывно потребляют информацию, но делают это маленькими порциями.
- Они не терпят бюрократии, стараясь упростить любые процессы, связанные с документами, иерархией, постановкой и выполнением задач.
Кажется, что выстроить систему работы с зумерами нереально трудно и проще удерживать существующих сотрудников, пока это возможно. Но при всей своей сложности зумеры очень привлекательны в качестве сотрудников: они свободны, креативны, легко вовлекаются в процесс, хорошо разбираются в информационных технологиях и мечтают работать для высокой цели. И если миссия компании совпадает с ценностями зумера, то у компании не будет более преданного и мотивированного сотрудника.
Что делать?
Как же организовать работу с молодым специалистом, чтобы достичь максимальной эффективности в процессах? Для этого следует придерживаться нескольких рекомендаций.
- Ставьте глобальные цели. Показывайте сотрудникам, что вы работаете для чего-то большего, чем прибыль. Вы не просто «проводите онлайн-уроки», а делаете вклад в образование будущих поколений, не просто «строите и продаете дома», а обеспечиваете людей удобным и качественным жильем или возводите город будущего. Зумеры хотят тратить время своей жизни на что-то большее, чем просто «работа».
- Дробите задачи на более мелкие дела. Помните, что зумеры быстро переключаются, поэтому давайте одну небольшую задачу в единицу времени.
- Показывайте каждому сотруднику ценность его деятельности. При работе с зумерами нельзя относиться к человеку как к винтику системы. Пусть ваши сотрудники знают, что вклад каждого имеет свою цену!
- Назначайте руководителями только людей с сильными лидерскими качествами — зумеры пойдут только за тем, кто сам умеет добиваться амбициозных целей. Возможность работать под началом сильной харизматичной личности для них может быть важнее, чем финансовая сторона вопроса.
- Не скупитесь на обратную связь. Зумеры часто живут в своем маленьком мире, огражденном от всех монитором и наушниками, поэтому им может не хватать общения и внимания. Отмечайте успехи и хвалите молодых специалистов даже за небольшие достижения.
- Больше гибкости! Перекраивайте систему компании и бизнес-процессы, прислушивайтесь к предложениям новых сотрудников, это часто помогает оптимизировать усилия в рамках всей компании. По максимуму используйте цифровое и виртуальное пространство, вводите электронный документооборот и онлайн-встречи, чтобы снизить сопротивление зумеров.
Работу в команде с молодежью можно выстроить очень продуктивно, если учитывать их особенности и использовать их на благо компании.