Как выстраивать работу с сотрудниками поколения зумеров?
В настоящее время рынок труда подкидывает сплошные сюрпризы. И почти всегда неприятные…
Так, сегодня наблюдается дефицит кадров в самых разных сферах: рабочие, производство, продажи, розница, транспорт и строительство. Число вакансий неуклонно растет, в то время как количество резюме остается почти на одном уровне. В июне 2024 года на сайте hh.ru было опубликовано на 23% вакансий больше, чем за июнь прошлого года. И это еще не всё!
Высокий конкурс между компаниями способствует тому, что соискатели становятся более «капризными». Объявленный уровень зарплат уже превышает ожидания соискателей, и тем не менее люди не ограничиваются только финансовыми притязаниями: всё чаще соискатели хотят получить свободный график или удаленную работу, участие в программах добровольного медицинского страхования или льготные условия посещения фитнеса.
Кто такие зумеры?
Вместе с этим на рынок выходит новое поколение работников, так называемые зумеры. Это молодые люди 1997-2012 года рождения, которые сейчас становятся активными участниками рынка труда. Многие работодатели уже отметили, что с зумерами не получается общаться так же, как с предыдущими поколениями работников. В чем же их основные отличия?
Зумеры живут в «фиджитал»-мире, то есть в их сознании стерты границы между онлайном и офлайном.
Они проводят много времени в интернете, в частности в соцсетях, где они общаются, самовыражаются, занимаются творчеством и, в числе прочего, находят источники дохода.
Клиповость мышления — зумеры могут удерживать внимание на чем-то одном в среднем не более 8 секунд.
Информационная зависимость — эти люди непрерывно потребляют информацию, но делают это маленькими порциями.
Они не терпят бюрократии, стараясь упростить любые процессы, связанные с документами, иерархией, постановкой и выполнением задач.
Кажется, что выстроить систему работы с зумерами нереально трудно и проще удерживать существующих сотрудников, пока это возможно. Но при всей своей сложности зумеры очень привлекательны в качестве сотрудников: они свободны, креативны, легко вовлекаются в процесс, хорошо разбираются в информационных технологиях и мечтают работать для высокой цели. И если миссия компании совпадает с ценностями зумера, то у компании не будет более преданного и мотивированного сотрудника.
Что делать?
Как же организовать работу с молодым специалистом, чтобы достичь максимальной эффективности в процессах? Для этого следует придерживаться нескольких рекомендаций.
Ставьте глобальные цели. Показывайте сотрудникам, что вы работаете для чего-то большего, чем прибыль. Вы не просто «проводите онлайн-уроки», а делаете вклад в образование будущих поколений, не просто «строите и продаете дома», а обеспечиваете людей удобным и качественным жильем или возводите город будущего. Зумеры хотят тратить время своей жизни на что-то большее, чем просто «работа».
Дробите задачи на более мелкие дела. Помните, что зумеры быстро переключаются, поэтому давайте одну небольшую задачу в единицу времени.
Показывайте каждому сотруднику ценность его деятельности. При работе с зумерами нельзя относиться к человеку как к винтику системы. Пусть ваши сотрудники знают, что вклад каждого имеет свою цену!
Назначайте руководителями только людей с сильными лидерскими качествами — зумеры пойдут только за тем, кто сам умеет добиваться амбициозных целей. Возможность работать под началом сильной харизматичной личности для них может быть важнее, чем финансовая сторона вопроса.
Не скупитесь на обратную связь. Зумеры часто живут в своем маленьком мире, огражденном от всех монитором и наушниками, поэтому им может не хватать общения и внимания. Отмечайте успехи и хвалите молодых специалистов даже за небольшие достижения.
Больше гибкости! Перекраивайте систему компании и бизнес-процессы, прислушивайтесь к предложениям новых сотрудников, это часто помогает оптимизировать усилия в рамках всей компании. По максимуму используйте цифровое и виртуальное пространство, вводите электронный документооборот и онлайн-встречи, чтобы снизить сопротивление зумеров.
Работу в команде с молодежью можно выстроить очень продуктивно, если учитывать их особенности и использовать их на благо компании.