Доставка «последней мили» обзавелась подобными ожиданиями в последние два года. Пандемия, локдауны, ограничения, закрытие оффлайн-магазинов: ритейлу пришлось мигрировать в онлайн-торговлю, увеличив ее рост в 1,6 раз. Услуга срочной доставки подстроилась под «новую нормальность», в которой:
- Большинство товаров, включая FMCG, покупатели готовы заказывать к порогу.
- Цены на срочную курьерскую доставку выравниваются: медианная стоимость сейчас — 299 рублей.
- D2C-бренды входят в моду: уже в 2020 году по этой модели совершалось 10-15% российских онлайн-продаж.
Хотя привычки городов-миллионников меняются в пользу экспресс-доставки,
предложение не поспевает за спросом.
Более 50% активных онлайн-покупателей, совершившие хотя бы одну покупку за месяц, выбирали доставку день-в-день. Но лишь 14% магазинов предлагают привезти товар в течение 1-4 часов. У 15% есть доставка в день заказа, но без привязки ко времени.
Успеть в первый вагон
Услуга «последней мили» станет стандартом и в России. Это закономерный исход роста отечественного e-commerce, который, по прогнозам, составит 27% к 2024 году, при CAGR 33,2% за период 2020-2024..
Задача предпринимателей, включая D2C-компании — грамотно распорядиться свободными нишами, таким образом формируя конкурентоспособный рынок срочной доставки. В сфере уже наблюдается паттерн:
- Бренд внедряет срочную доставку «до двери» день в день.
- Примеру следуют 2-3 ближайших конкурента.
- Далее — услуга появляется практически у каждого игрока в сегменте.
Вопрос в организации логистики. Услуга «последней мили» — отличный способ повысить лояльность клиентов и расти быстрее рынка. Но она затратна и может обойтись бизнесу в 50% от всей стоимости доставки. К сложностям прибавится и необходимость нанять и обучить штат курьеров, закупить инвентарь и обзавестись специализированными IT-технологиями.
Если же отдать логистику на аутсорс, эти задачи перейдут к провайдеру (оператору) доставки. Он закрепит за партнером обученных курьеров и предложит не только готовые решения, но и доступные цены — привлекательные для покупателей и выгодные для бизнеса. Когда стоимость доставки равномерно распределяется между всеми партнерами оператора, медианная цена услуги снижается, но спрос на нее — растет.
Аутсорсинг доставки — это:
- Снижение себестоимости логистики: формируется за счет максимальной загрузки курьеров, при эффективном распределении заказов между ними. Партнёр оплачивает курьеров без комиссии, а оператор зарабатывает фиксированную сумму за заказ. Себестоимость такой доставки — на 9% ниже варианта с собственной логистикой и на 45% ниже услуг экосистемы такси.
- Готовая инфраструктура: интеграции (API и CRM), система построения маршрутов, IT-разработка, служба поддержки клиентов и партнеров, транспорт, инвентарь с термоконтролем, все способы оплаты за доставку и товар и т. д.
- Скорость: гиперлокальная доставка от 15 минут или от 90 минут по всей Москве либо в интервалы 1-2 часа, доставка со складов за несколько часов, а не дней*.
*Алгоритм «Чекбокса» встраивает каждый новый заказ в маршрут подходящего курьера — в режиме реального времени. Получается срочная доставка без опозданий и суеты.
- Дополнительные опции: примерка и возврат, бесплатная материальная ответственность до 1 млн. рублей, разработка индивидуальных условий под специфику бренда.
Для D2C-продавцов аутсорс — еще и возможность конкурировать с маркетплейсами. Сторонний оператор доставки предлагает доступные условия и равномерно качественный сервис для компаний любого масштаба. При этом курьеры будут вручать товар от лица бренда партнера, помогая бизнесу завоевать потребительскую лояльность.