ЗАКАЗАТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ
Закажите продвижение своего бизнеса
БЫСТРОЕ БРОНИРОВАНИЕ
Оставьте заявку на бронирование и менеджер свяжется с вами для уточнения деталей
ПОКУПКА БИЛЕТОВ
Введите ваши данные чтобы продолжить оформление заказа
Форма оплаты
Связаться с экспонентом
Вы можете задать вопрос любому экспоненту нашей выставки
Ваш вопрос
Узнать о наличии мест
Оставьте заявку на бронирование и менеджер свяжется с вами для уточнения деталей
Поставить стенд
Оставьте заявку на бронирование и менеджер свяжется с вами для уточнения деталей
Стать инфопартнером
Оставить заявку на участие в конференции TECH WEEK в качестве информационного партнера
Получить подробное расписание и информацию о конференции
Оставьте заявку на питч
Заполните форму и на следующем шаге анкету участника.
Получить прайс-лист о продвижении на конференции
БЫСТРОЕ БРОНИРОВАНИЕ
Оставьте заявку на бронирование и менеджер свяжется с вами для уточнения деталей
ВЕРНУТЬСЯ В БЛОГ

МАРКЕТПЛЕЙСЫ — РЕГУЛИРОВАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

Маркетплейсы и агрегаторы плотно вошли в нашу привычную жизнь. И они никак не регулируются законодательством. А нужно ли? 

В вопросе помогла разобраться Людмила Харитонова, управляющий партнёр «Зарцын и партнёры». 

Больше 10 лет её компания работает с интернет и IT-проектами и E-commerce. Теперь ещё сопровождает маркетплейсы. 

Важно ли законодательное регулирование для данной сферы? Не совсем. Ведь маркетплейсы существуют уже давно и работают вне зависимости от того, кто и как их отрегулирует. 

С точки зрения регулирования есть закон о защите прав потребителей, который регулирует только отношения В2С. В этом законе они называются товарным агрегатором, с помощью которого можно одновременно посмотреть, заказать и оплатить. Если одного пункта нет, то это нетоварный агрегатор. 

Все остальные типы отношений: В2В, С2С, существуют в рамках гражданского кодекса. 

Тенденции 


Агрегаторы перевозок на сегодня существенно контролируются государством. У агрегаторов часто бывают прокурорские проверки, после которых их начинают запрещать. 

«Снова пошла волна судов, которые закрывают эти проекты, потому что они нарушают законодательство». 

С одной стороны, они не регулируются законом, только ГК, а с другой стороны, они работают с перевозчиками, которые должны лицензироваться. Агрегатор говорит: «Мы делаем всё возможное, чтобы проверить, есть у них разрешение или нет, но мы не государство и за это не отвечаем». А государство видит, что у агрегатора очень много перевозчиков без лицензии и разрешений. Им предлагают что-то с этим делать или прекращать работу. 

Пока это касается только перевозок. Но вскоре коснётся и других агрегаторов, которые работают в социально значимой сфере, оказывают лицензируемые услуги. 

«Скоро эта тенденция запрета через суды и прокурорских проверок коснётся телемедицины, ведь очевидно, что среди консультирующих врачей большое количество работает без лицензии. Они называют это информационными услугами, но это не телемедицина в чистом виде». 

Сюда же можно отнести агрегаторы, где продавцы и поставщики — физические лица без статуса ИП. Их много, и государство может сказать: «Да, вы не должны проверять, есть ли у них статус ИП и самозанятых, но мы видим, что НДФЛ идёт мимо нас. Это повод для запрета». 
 
Ещё одна тенденция связана с ответственностью. Многие слышали про иск к Яндекс такси. Пассажир предъявил претензии за причинённый ущерб здоровью, и решил взыскать это не с перевозчика и страховой, а именно с Яндекса. Суд первой инстанции встал на сторону ответчика, потому что Яндекс — агрегатор, которого закон не регулирует, есть конкретные правила, есть перевозчик. Но апелляционный суд решил, что пассажир воспринимал так, что заказал поездку именно у Яндекса. Значит, агрегатор отвечает. 
 
«И это важно. Восприятие пользователя вышло на одно из главных мест с точки зрения судебной практики. До сих пор, конечно, важно то, что указано в договорах-офертах и пользовательских соглашениях, но ещё более важно, как воспринимают пользователи. Они видят жёлтую машину, чек, мобильное приложение — всё от Яндекса. И кто их перевозчик после этого?» 
 
Такая проблема может перейти на любые другие отрасли. Ответственность в большей степени будет распространяться на агрегаторы, посредством которых может быть причинён вред жизни и здоровью. Это снова телемедицина, доставка еды и т.д.
 
Третья важная тенденция — проблема НДФЛ. Агрегаторы часто становятся между двумя физическими лицами. Государство видит, что большой поток налогов идёт мимо. Агрегатор не является налоговым агентом, потому что закон называет его источником выплаты, а не источником дохода. Всё больше растёт давление со стороны налоговых органов, которые начинают просить сдавать данные поставщиков. Дальше поставят вопрос о том, что агрегатор должен являться налоговым агентом, удерживать и платить НДФЛ. Первыми по этой части станут инвестиционные платформы, по которым уже готовится законопроект об удержании НДФЛ. Дальше его могут распространить и на остальных.
 
Понятно, что государство может на законодательном уровне взять на контроль все онлайн-платформы. Но можно ли будет назвать это бизнесом и конкурентной средой, большой вопрос.

Ещё больше полезной и прикладной информации вы можете узнать на конференции МАРКЕТПЛЕЙСЫ 2021.